Главная » Статьи » Новости авто

Лысые покрышки

Остаточная глубина протектора - фундаментальный параметр для безопасного передвижения. Давайте посмотрим, насколько меняется поведение автомобиля, если покрышки изношены на 50%.

П окрышки были «лысые»... Протектор был полностью изношен... В сводках о ДТП до сих пор можно увидеть такие фразы. Ведь хорошо известно, что состояние шин заметно влияет на их характеристики, особенно на мокрой поверхности. Причём настолько сильно, что Правилами дорожного движения даже зафиксирована минимальная разрешенная остаточная глубина протектора - 1,6 мм для легковых автомобилей. Если меньше - автомобиль на дороге вне закона.

лысые покрышкие

Глубина протектора

Однако благоразумие подсказывает: не стоит доводить до таких крайностей и лучше поменять шины до того, как протектор сточится до предельной глубины: летние шины рекомендуется менять, когда от него останется 3 мм, в то время как зимние теряют эффективность на снегу, когда остается 4 мм глубины. Последнее было доказано в ходе теста, проведенного в декабре 2005 года. Теперь же мы качественно оценим разницу в характеристиках новых шин и изношенных наполовину.

Парадокс, но если бы асфальт всегда был сухой, то канавки протектора были бесполезными или даже вредными: ведь, чем больше пятно контакта с дорогой, тем выше сцепление. Учитывая, что там, где расположены канавки и ламели, шина не касается поверхности, пятно контакта сокращается.

лысые покрышкие

Но поскольку в реальном мире погода переменчива, важно эффективно отводить воду из пятна контакта шины с дорогой. Именно это помогает колесу не всплывать - при возникновении контроль над автомобилем теряется.

Воду как раз и отводят продольные и поперечные канавки, которые формируют рисунок протектора. Инженеры долго над ним колдуют, пытаясь получить наилучший компромисс между характеристиками поведения на сухой и мокрой поверхностях, шумом от качения и износостойкостью. Приведём пару цифр, чтобы у вас было представление: покрышки среднего размера, 225/A5R17, которые мы использовали в этом тесте, при езде со скоростью 80 км/ч по асфальту, покрытому 3-мил-лиметровой пленкой воды, отводят около 15 л воды в секунду.

Учитывая, что у новой летней шины глубина протектора составляет около 7 мм, то у изношенной на 50% этот показатель равняется 3,5 мм. Ровно как у Goodyear Eagle F1 Asymmetric 2, которые мы нашли в одном шиномонтаже. Это лучше, нежели «шлифовать» новый комплект шин до нужных цифр, поскольку искусственный износ делает поверхность пятна контакта шершавой и, следовательно, более цепкой по сравнению с естественным. Следовательно, результаты теста были бы искаженными.

ВРЕМЯ КРУГА - ЕЩЁ НЕ ВСЯ ПРАВДА

Лысые покрышки

«СУХОЕ» ТОРМОЖЕНИЕ

Здесь износ протектора не вызывает проблем, однако их источником может стать возраст смеси. Различия возникают и из-за того, что изношенные шины отстают на поколение от новых. Короткий тормозной путь - из-за иного покрытия, нежели на полигоне Quattroruote.

Лысые покрышки
Лысые покрышки

«МОКРОЕ» ТОРМОЖЕНИЕ

Тест проводился на самом скользком асфальте полигона в Миревале при обильном поливе - различия очевидны. Хотя инженеры Goodyear и отметили, что у изношенных покрышек результаты сравнимы с теми, которые показывают некоторые бюджетные шины.

Лысые покрышки

Лысые покрышки

УПРАВЛЯЕМОСТЬ

Существенная разница во времени круга (7,5 с) не раскрывает всей сути: на изношенных шинах поведение сильно ухудшается, низкие сцепные свойства вынуждают пилота размашисто парировать снос и занос, возникающие на входе и выходе из поворотов.

Лысые покрышки
Лысые покрышки

АКВАПЛАНИРОВАНИЕ

Оценивается в повороте с постоянным радиусом - наращивается скорость и регистрируется боковое ускорение, пока шина не потеряет сцепления. Так получают диаграмму: показания новых шин берется за максимум, и от него отсчитывается результат изношенных. Он гораздо хуже.

Лысые покрышки

Старение покрышек

лысые покрышкие

Ещё один аспект, который нужно учитывать, когда речь заходит об изношенных покрышках, - старение резины. Сегодня эта проблема уже не столь остра, как в прошлом, поскольку шинники в меньшей мере применяют ингредиенты, подверженные «возрастным» ухудшениям характеристик: масла и воски давно заменила силика.

И все же со временем небольшая потеря сцепных свойств неизбежна. Это может вызвать проблемы и на сухом покрытии, где в теории у изношенных покрышек их быть не должно. Однако тесты изношенных наполовину и новых, только прошедших обкатку шин, показали, что даже на идеальном асфальте тормозной путь потертых покрышек больше на пару метров. Правда, сравнение все же не совсем прямое: новые шины были последней версии Goodyear Eagle Asymmetric 3, в то время как изношенные принадлежали предыдущему поколению этой модели.

СЕЗОННЫЕ СОВЕТЫ

СМЕНА летних шин на зимние происходит в октябре-ноябре. И визит в шиномонтаж является отличной возможностью проверить состояние покрышек и решить, не пора ли раскошеливаться на новые. Вот несколько советов.

лысые покрышкие

Выяснить точную глубину рисунка протектора поможет специальный шаблон, но просто обойтись и без него - достаточно монеты любого достоинства: если становится виден год чеканки на реверсе, то глубина рисунка уже менее 3 мм. А это значит, что пора доставать уже купюры и идти за новым комплектом шин, хотя правила и допускают глубину до 1,6 мм.

Можно устанавливать только шины одной из рекомендованных в инструкции по эксплуатации размерностей. Однако индекс скорости и нагрузки можно менять - они должны быть не меньше, чем у рекомендованных шин. Например, если в инструкции сказано 205/55R16 91Н, то подойдут и 205/55R16 91V, и 205/55R16 ЭДН, и т.д.

В случае, если происходит замена только передних шин, для безопасности лучше новые переставить на заднюю ось, а изношенные задние - на переднюю. Так достигаются две вещи: сохраняется тяготеющее к недостаточной поворачиваемое поведение автомобиля, а задние шины, менее подверженные нагрузкам, не будут слишком сильно стареть.

Когда же на дороге появляется вода, на поколения разницу в результатах уже не спишешь: как видно, характеристики изношенных шин существенно хуже. Даже учитывая, что торможения выполнялись на достаточно скользком асфальте и что тесты на управляемость и аквапланирование предполагают большую толщину водяной пленки, увеличение тормозного пути оказалось очень существенным, а поведение ухудшилось намного сильнее, чем можно было предположить.

Вспоминайте результаты этого теста каждый раз, когда будете сомневаться, походят ли ваши шины ещё, или их пора менять.


Quattroruote №9 сентябрь 2016


Категория: Новости авто | Добавил: Редактор (28.08.2016)
Просмотров: 338 | Теги: авто резина, покрышки | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0